Суббота, 27.04.2024, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Стахановская школа

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи

Система выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ОБУЧАЮЩИЕСЯ МБОУ СТАХАНОВСКАЯ ШКОЛА!

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

 

Мероприятия по выявлению талантливых учащихся

      В нашей стране система по работе с талантливыми детьми достаточно развита. К базовым мероприятиям можно отнести следующие:

  1. Школьные, районные,  региональные, Всероссийские и международные предметные олимпиады. Спортивные олимпиады и спартакиады для школьников.
  2. Всероссийские и международные предметные конкурсы для детей разного возраста. Примерами может стать математический конкурс «Кенгуру» или конкурс по русскому языку «Русский медвежонок», в которых могут принимать участие даже учащиеся младших классов.
  3. Работа кружков по интересам, факультативов и других организаций дополнительного образования.

     Школа в данном вопросе делает упор на следующие формы работы:

     На основе анализа учебной и внеучебной деятельности ребёнка делаются выводы по поводу его талантов и способностей.

  1. Ученикам, которые демонстрируют одарённость в определённых предметах, помогают развить свои способности и получить их признание и реализацию, что очень важно. Такие дети направляются в специальные кружки и секции, на олимпиады и конкурсы.
  2. Контролирование деятельности учащихся, проявивших одарённость и талант, недопущение вовлечения их в неконструктивные виды деятельности.
  3. Поощрение детей, которые работают над развитием своих способностей.
  4. Привлечение родителей талантливых учеников к школьным мероприятиям, поощрение тех родителей, которые поддерживают таланты своих детей.

     В нашей школе для выявления талантов учащихся также проводятся дополнительные мероприятия, такие как:

  1. Защита творческих проектов, во время которых учитель с учениками разрабатывает  конкретную тему, а затем на основе полученного материала готовят итоговое мероприятие. Эта форма помогает раскрыться детям с самыми разными способностями – художественными, литературными, аналитическими, организаторскими.
  2. Проведение дня самоуправления, во время которого учащиеся могут попробовать себя в роли учителей по самым разным предметам. Это помогает им определиться в своих наклонностях и более точно выбрать будущую специальность.
  3. Предметные недели, то есть одна из недель учебного года посвящается одной конкретной науке, конечно, не в ущерб всем другим предметам.

      Как конкретно выявить талант ребёнка?

      Педагог должен воспринимать каждого ученика не только как учащегося, который проявляет себя на уроках и внешкольных мероприятиях, но и как личность в целом. Нужно анализировать не только какие-то способности ребёнка, которые сразу заметны, но и весь спектр его умений, навыков, стремлений и достижений.

  1. Следует обращать внимание на одарённость не только по учебным предметам, но и в других сферах, не связанных с учебным процессом, например, в работе с людьми или в отношениях с живой природой.
  2. Выявление талантов дело не быстрое. Далеко не каждую способность ребёнка можно увидеть сразу. Воспитанников нужно наблюдать длительное время в различных ситуациях.
  3. Заметив способности ребёнка, которые превосходят типовые для его возраста, полезно для более чёткого понимания организовать специальные игры или занятия, чтобы ребёнок мог раскрыться полнее.
  4. Для снятия психологических проблем, которые иногда мешают детям проявить их таланты, полезна работа со школьным психологом, который может использовать различные тренинги.
  5. Для того, чтобы помочь способностям ребёнка максимально раскрыться, а также для того, чтобы предотвратить потерю интереса к слишком лёгкой для него программе, можно с помощью психолога выстроить для него по одному или нескольким предметам индивидуальный план обучения.

          Типичные педагогические ошибки при работе с одарёнными детьми

       В основном, ошибки в этом процессе вызваны нехваткой времени у педагогов, которые не могут уделить каждому ребёнку необходимого ему внимания.

  1. В одарённые с первого класса записывают детей, которые просто лучше своих одноклассников подготовлены к школе – хорошо читают, пишут и т.д. Это бывает, когда ребёнком целый день занимаются, когда в семье есть неработающие бабушки и дедушки, или старшие братья и сёстры. Через некоторое время знания всех детей в классе достигают того уровня, который изначально был у «одарённого» ребёнка, а с него продолжают требовать необыкновенных успехов, которые он просто не в состоянии продемонстрировать. Это часто приводит к психологическим травмам и тому, что тот, настоящий, талант, который у этого ребёнка есть, остаётся невыявленным.
  2. Часто талантливых детей в классе пытаются выявить с помощью какого-нибудь тестирования, которое проводится в первые же дни обучения. Разумеется, такой метод, да ещё проведённый одноразово, не может дать правдивых результатов, хотя вообще тестирования с целью определить способности и наклонности человека, безусловно, помогают психологам. Очень часто дети, которые первый раз сталкиваются с такими тестами, особенно дети, которые имеют способности творческого направления, показывают очень низкие результаты или вообще отказываются участвовать в тестировании.
  3. Несомненно талантливого ребёнка начинают неумеренно хвалить, поощрять, ставить в пример другим детям, что приводит к так называемой «звёздной болезни», а так же к изоляции и неприятию в классном коллективе.
  4. Прямо противоположная проблема – к талантливому ребёнку относятся слишком строго, его способностей «не замечают», он продолжает учиться по общей программе, выполнять общие задания. Это приводит к тому, что учиться такому ученику становится неинтересно, он перестаёт вообще выполнять домашние задания, в первое время добивается значительных успехов за счёт своих незаурядных способностей. Навыки учёбы у такого школьника остаются несформированными, как и привычка к регулярным занятиям. В результате этого талантливый ученик к старшим классам оказывается среди отстающих. Иногда школьник делает ошибочный вывод, что его способности «никому не нужны», что значительно тормозит его развитие.
  5. Неумение построить работу с родителями или вообще отсутствие контакта с родителями одарённого ученика. Проблемы с родителями бывают двух видов. Первый, который в наши дни встречается с каждым годом всё реже, это недостаточное внимание родителей к своему ребёнку и нежелание их признавать его одарённость. В этом случае нужно вести просветительскую работу среди всех родителей класса, а также индивидуальные посещения семьи талантливого ученика. В особых случаях целесообразно определение такого школьника в профильный интернат для одарённых детей. Второй тип родителей талантливых школьников вполне осознаёт наличие у ребёнка одарённости. Однако эта одарённость родителями преувеличивается. Они требуют особого отношения к своему ребёнку, создание ему специальных условий в классе. С такими родителями работать чрезвычайно сложно, они культивируют в детях такие отрицательные качества как заносчивость, хвастовство, пренебрежительное отношение к товарищам. В данном случае, как с родителями, так и с ребёнком требуется систематическая работа психолога.
  6. Чрезмерная нагрузка на талантливого ребёнка. Народная мудрость «Талантливый человек – талантлив во всём» в большинстве случаев верна. Поэтому иногда в школу приходят дети, у которых наблюдается не один, а сразу несколько талантов. Чаще всего, они охотно участвуют во всех мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Их родители охотно поддерживают своих детей и радуются их успехам. Однако со временем у таких детей накапливается психологическая усталость, которая может привести к развитию стресса. Поэтому, как ни велико у классного руководителя желание направить такого ребёнка на все возможные олимпиады, на которых он вполне очевидно, займёт призовые места, такую нагрузку всё-таки стоит дозировать. Нужно с помощью психолога и учётом мнения самого ребёнка внимательно определить направления, которые для него являются приоритетными. Это не только разгрузит психику школьника, но и, вполне возможно, поможет достичь ещё более существенных результатов в выбранных предметах.
  7. Чрезмерная концентрация на одном предмете. Иногда, выявив у школьника несомненную одарённость, например, в математике, учителя составляют ему индивидуальный план по данному предмету, допуская явные поблажки по всем остальным. В результате олимпиадник по математике с большим трудом сдаёт ЕГЭ по русскому и отчисляется из ВУЗа из-за банального неумения выразить словами свои мысли. Мы должны воспитывать гармоничную личность, уделяя внимание всем сторонам её развития, а не только тем, в которых у человека имеется явный талант.

         Принципы, на которых должна строиться работа с одарёнными детьми и их родителями.

     Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что работа с талантливыми детьми и их родителями не должна быть делом одного учителя, она должна опираться на общие принципы, которые признаны нашим государством и проводиться в тех формах, которые рекомендуются Министерством образования.

Основными принципами являются:

  1. Охрана прав и здоровья ребёнка. Никакие мероприятия для развития и выявления таланта не должны вредить здоровью детей.
  2. Учёт возрастных особенностей ребёнка. Даже очень талантливые дети должны иметь время не только на занятия музыкой или математикой, но и на игры, и общение со сверстниками.
  3. Учёт социально-экономических условий в семье. Социально-незащищённые семьи должны получать материальную помощь на развитие талантливых детей. Такие дети должны получать направления в специальные профильные лагеря или специализированные школы для одарённых детей. В данном вопросе рекомендуется привлечение местных органов власти и неравнодушных меценатов. Очень часто некоторые предприниматели в рамках благотворительных программ назначают одарённым детям стипендии, помогают с ремонтом жилых помещений, издают сборники детских работ на свои средства или оплачивают одарённым детям дополнительное обучение.
  4. Учёт индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Все талантливые дети должны находиться под особым вниманием школьного психолога. Родители таких детей тоже не должны оставаться без психологической помощи.

    В этом подразделе Вы можете познакомиться с работами известных психологов и исследователей о детской одаренности, о реализации программы "Одаренные дети" в нашей школе, о формах и методах работы с одаренными детьми в начальной, основной и средней школе и многое другое.


НОРМАТИВНАЯ БАЗА


Постановление Правительства РФ от 27.05.2020 № 760 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации

 

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020 № 1826 "Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Республики Крым"

№ 510 от 31.03.2021  «Об утверждении Порядка и показателей мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Крым»

Приказ министерства просвещения Российской Федерации № 715 от 11.12.2020 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2020/21 учебный год"

Приказ министерства Просвещения Российской Федерации № 390 от 24.07.2019 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год"

Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2019 № 737 "О внесении изменений в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 июля 2019 г. N 390"

Постановление Правительства РФ от 23.05.2020 № 744 О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации

Приказ Минобрнауки России от 24.02.2016 № 134 Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей

Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития

Указ Президента РФ от 07.12.2015 № 607 О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности

Указ Президента РФ от 18.11.2019 № 565 О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности

Приказ Минобрнауки России от 27.08.2020 N 1125 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2020/2021 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2020 N 60193)

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ШКОЛЫ

Положение об индивидуальном учете результатов освоения образовательных программ и поощрения обучающихся

Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Положение о работе кружков (спортивных секций)

Наши дети в "Артеке", мотивация!

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

​1. Всероссийские Интернет-Олимпиады

2. Сайт всероссийских дистанционных олимпиад и конкурсов

3. Олимпиада школьников «Ломоносов»

4. Олимпиада МГИМО МИД России

5. Онлайн Олимпиада для школьников

6. Общероссийское общественное движение «ООД «Одаренные дети – будущее России»

 

7. Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Формация» Всероссийский конкурс исследовательских работ"Формация" Регистрация на Конкурс: https://forms.gle/N 19р 1 PfrsUxBrRNd8

8. Приказ ЭБЦ №143 от 28.10.2020 "О проведении Республиканского художественного конкурса «Наука будущего» в 2020 году в рамках образовательной программы «Активные каникулы» в 2020 году"

9. Всероссийская акция «Спорт и я», проводится 27 октября 2020 г. - 26 февраля 2021 г.  Более подробная информация в Положении мероприятия. Все методические материалы на сайте: https://xn--80akilcngjsdj2cyg.xn--p1ai/lenta/news/category=1 .

 

 

Участвуем в интеллектуальных конкурсах

495_6861-300x300

«Кенгуру» — это массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех». Главная цель конкурса — привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным и даже веселым! Подробная информация на сайте http://www.mathkang.ru/

ay

      Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» — младший брат популярного конкурса «Кенгуру». Впервые он был проведен в 2000 году, и с тех пор интерес к этому соревнованию растёт лавинообразно. У такой массовости «Медвежонка» — несколько причин. Во-первых, он доступен, поскольку проводится прямо в школах и занимает всего два урока. Во-вторых, он относится к тестовому типу, то есть записывать решения не надо — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на бланке. В-третьих, среди 30 заданий есть совсем несложные, так что каждому участнику удается дать верный ответ хотя бы на несколько из них. Наконец, сами задания ориентированы не столько на механическое знание правил, сколько на логику, общую культуру, а порой — и на чувство юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нём как формальном и скучном школьном предмете. Подробная информация на сайте http://www.rm.kirov.ru/

contests-runo

     Конкурс «Золотое Руно» ориентирован на учащихся интересующихся вопросами истории мировой художественной культуры. В России он проводится с 2003 года Институтом Продуктивного Обучения Российской Академии Образования (ИПО РАО). Ежегодно выбирается новая тема конкурса, а семейный формат конкурса позволяет участникам и их родителям получить новые знания и сформировать свое собственное представление по предложенной теме. Подробная информация на сайте http://runodog.ru/

contests-bulldog

     Идея возникновения конкурса «Британский бульдог» («British Bulldog») принадлежит английской организации British Institutes. Конкурс проводится с 2007 года. Впервые он проводился в Италии, где сразу же приобрел огромную популярность. Проведение конкурса «British Bulldog» в России осуществляется Институтом продуктивного обучения РАО (ИПО). Подробная информация на сайте http://runodog.ru/

contests-kit

    Конкурс «КИТ — компьютеры, информация, технологии» по форме проведения максимально приближен к таким хорошо известным и популярным конкурсам как «Кенгуру», «Золотое руно», «Британский бульдог». Конкурс проводится с 2008 года. Подробная информация на сайте http://konkursit.org/konkurs.html

       yemu-w

       Международный дистанционный конкурс «ЭМУ — эрудит-марафон учащихся» для школьников 1-4 классов. Проводится с 2008 года. Включает три метапредметных раунда: БЫСТРЫЙ, УМНЫЙ, СМЕЛЫЙ. БЫСТРЫЙ раунд — задания на эрудицию и логику. Вопросы игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам. УМНЫЙ раунд — задания на умение решать проблемы. Школьнику предлагается несколько проблемных ситуаций разной сложности. Участник должен справиться с проблемами, выбрав подходящий способ решения. Задания не привязаны к учебным предметам. СМЕЛЫЙ раунд — задания на работу с информацией. Ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы. Подробная информация на сайте http://www.cerm.ru/?page=2

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz